Гадание на псалтыре принадлежит вместе и сельской, и городской жизни. Люди боятся гаданий этого рода, страшась их сбывчивости; но при всем том гадания эти производятся явно, с совершением каких-то молитв
Записных гадателей на псалтыре редко встречаем. Этим занимаются по
большей части домашние люди, своего рода старушки, знающие всю
подноготную. Приступая к ворожбе, они берут ключ, пишут записочки,
требуют псалтырь. Записочки вкладывают в псалтырь, ключ винтовым концом
вкладывают также в псалтырь, а круговой конец связывают веревочкою с
псалтырем. Потом заставляют постороннего человека держать на
указательном пальце ключ с псалтырем. После этого ворожея читает тайно
какой-то псалом. Если в это время завертится псалтырь на пальце, то
означает хороший признак — и гадание бывает удовлетворительное. Если
псалтырь не вертится, то это худой признак — гадание, не обещающее
хорошего.
Основание этой ворожбы заключается в соблюдении равновесия. Малейшая неосторожность служит в пользу обманщиков. Такой род гадания производится еще другим образом: открывают по произволу псалтырь и заставляют приходящих читать. После каждого чтения начинается толкование. Всякий благоразумный человек может наперед представить, какое бывает толкование. Обманщики, соображаясь с обстоятельствами, приискивают такие псалмы, какие ближе к обстоятельствам жизни приходящего человека.
Сей способ гадания перешел к нам с Запада. Шмидт в своей истории о германцах, упоминая о соборе епископа Бургарда, приводит вопросные пункты о гадании на псалтыре. Следовательно, это гадание не принадлежит собственно русской жизни, но оно переделано на свой лад, по подобию других гаданий.
Сей способ гадания перешел к нам с Запада. Шмидт в своей истории о германцах, упоминая о соборе епископа Бургарда, приводит вопросные пункты о гадании на псалтыре. Следовательно, это гадание не принадлежит собственно русской жизни, но оно переделано на свой лад, по подобию других гаданий.