Заговор на посажение пчел в улей
"Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Стану я на восток против дальней стороны и слышу шум и гул пчел. Беру я пчелу роя, окарая, сажу в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко, сажают тебя и укорачивают. Ты, пчела, ройся у (такого-то), на округ садись. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги ключом, замком; а бросаю свои ключи в окиан-море, под зеленый куст; а в зеленом кусте сидит матка, всем маткам старшая, сидит и держит семьдесят семь жал, а жалит непокорных пчел. А буде вы, пчелы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в окиан-море, под зеленый куст, где сидит матка всем маткам старшая, и будет за ваше непокорище жалить вас матка в семьдесят семь жал. Слово мое крепко!"
Н. Сахаров. Сказания русского народа. Народные предания о чернокнижии. СПб., 1841. Т. I.
Пчелинный заговор
«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои улья. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу Божию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божию, моя пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садилась в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, Господу Богу на славу, а мне, рабу Божию, в пожиток, во веки веков. Аминь».
Пчелиные слова
Зосима и Савватий Соловецкие, которые по преданию первые ввели пчеловодство, даже на Соловецком острове признаны были распространителями и покровителями пчел и бортей во всей Русской земле. В народе составился особый молитвенник, вроде целого молебна, об изобилии и сохранении пчел в ульях пчеловода. Устав чтения этого молитвенника таков: "Сей молитвенник и свиток читать на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, на Вербное и Светлое Христово Воскресение, между заутренями и обеднями, в мшенике или на пчельнике. И высеки из громовой стрелы огня, и положи в чистый сосуд, и в тот сосуд положить росного ладану, и окружить на пчельнике или во мшенике, и поставить свечу Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам, и помолиться им с верою и держать сей свиток в самой чистоте, три раза, аминь".
В молитвеннике этом после прославления "благости Господа к уповающим на него", состоящего из псалма "Живый в помощи Вышняго...", читается дважды молитва к пчелам: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного раба своего (имярек). Господи, благослови, аминь".
Так же в день святой Анны пчеловоды выходят к ульям и говорят: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостливого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (...) на дело; зачинайте же белые и желтые воски и густые меды Господу Богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, рабу Божию, в пожиток».